Как сделать рамку для картины

Делаем рамку для картины своими руками: три простых способа

Делаем рамку для картины своими руками

23.03.2017 06.11.2020 Александр Полезные советы

Делаем рамку для картины

Сделать рамку для картины своими руками, а также для постера, фотоснимка или рисунка вполне реально. Тем более, что занятие это интересное и даже творческое.

Наверное, у вас сразу возникают сомнения в том, что вы действительно сможете сотворить что-то достойное, которое не испортит ваше произведение искусства, и что такую рамку не стыдно будет повесить на стену. И совершенно напрасно так думаете. Если вы принадлежите к тем, у кого руки ну уж точно не из заднего места, то все обязательно получится. Нужно только немножко старания, терпения и знаний, которыми я с вами охотно поделюсь. И результат вас не разочарует. А если получится неплохо, то даже будет предметом гордости для вас. Всегда приятно посмотреть на вещь, которую сделал своими руками. Поэтому давайте перейдем к делу.

Почему имеет смысл делать рамку для картины своими руками?

Основных аргумента на этот счет три:

  • Во-первых, не в каждом населенном пункте имеются багетные мастерские, в которых можно было бы заказать рамку, что в общем-то и не дешево.
  • Во-вторых, не всегда удастся купить готовую рамку для картины нужных вам размеров. В противном случае придется обрезать постер или фотографию, что тоже не есть хорошо.
  • И в-третьих, изделие, удачно сделанное своими руками, выглядеть будет оригинальнее и будет приносить вам моральное удовлетворение.

В начале нужно уточнить, что вариантов изготовления рамки существует много. Но половина из них требует необходимого оборудования, которое имеется далеко не у каждого, тем более, если вы не занимаетесь этим постоянно.

Поэтому мы будем рассматривать три наиболее доступных варианта.

Изготовление рамки для картины из деревянного плинтуса

Чем нужно запастись перед началом работы?

Ну, материалы и инструменты, в общем-то, не замысловатые, но все равно кое-что нужно будет приготовить заранее.

И так, из материалов потребуются деревянный плинтус или хорошо остроганные бруски с овальной кромкой. И то и другое можно купить в магазинах стройматериалов. Большой длины вам не потребуется, поэтому стоить это будет совсем не дорого.

Деревянный плинтус

Кроме этого потребуется небольшой лист плотного картона или плиты ДВП толщиной около 2-3 мм.

Нужны будут клей для древесины, скобки или маленькие гвозди, морилка и лак.

Из инструментов понадобятся небольшой молоток, ножовка с мелким зубом, стусло или угольник, рулетка, наждачная бумага с не очень крупным зерном и карандаш.

В соответствии с размерами вашей картины отмеряете четыре отрезка плинтуса с небольшим запасом по длине. Это для того, чтобы потом удобнее было отпиливать края.

Далее нужно отпилить их под углом 45 градусов для получения прямоугольной рамки.

Обрезка плинтуса

Хорошо, если у вас по каким-то причинам имеется в наличии стусло. В этом случае вы без труда аккуратно отпилите заготовки под нужным углом. Если же у вас его нет, а это скорее всего так и есть, тогда придется воспользоваться угольником или транспортиром. Размечаете заготовку под углом 45 градусов и аккуратно отпиливаете, стараясь не допустить сколов древесины.

Если у вас нет ножовки с мелким зубом, то можно воспользоваться ножовкой по металлу.

Только пилите в этом случае не торопясь и не нажимая, потому что узкое полотно ножовки может уйти в сторону, и рез получится косым. Проследите, чтобы в этом случае ножовочное полотно было хорошо натянуто. Тогда оно меньше будет гулять.

После отпиливания торцы нужно обработать наждачной бумагой и удалить древесную пыль чуть влажной тряпкой.

Теперь нужно скрепить заготовки между собой. Это можно сделать двумя способами.

Рама для картины

В первом случае мажем торцы заготовок клеем, склеиваем их между собой на ровной поверхности. Проверяем при этом правильность склейки угольником и закрепляем углы с обратной стороны рамы скобками для дерева. После этого даем клею полностью высохнуть.

Во втором случае действуем точно так же, только углы скрепляем не скобками, а заранее приготовленными уголками из картона или ДВП со стороной около 5 см. при помощи гвоздиков. Можно также использовать готовые металлические уголки или вырезать их из жести.

Когда клей окончательно высохнет, обрабатываем стыки мелкой наждачной бумагой и удаляем пыль. После этого покрываем раму морилкой подходящего цвета. Только старайтесь покрыть одним слоем за один проход. Иначе будут полосы. Тогда придется покрыть морилкой еще на один раз.

Через несколько часов лакируем рамку, сушим и радуемся результату.

Как видите, сделать рамку для картины своими руками не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд.

Изготовление рамки из реек с последующим декорированием

Декорирование рамы прутьями

Для этого потребуются остроганные деревянные рейки, которые отпиливаем под углом 45 градусов описанным выше способом и скрепляем уголками из картона, ДВП или металла.

Картонные уголки, перед тем как прибивать гвоздиками, следует помазать клеем.

Декорирование рамки

После высыхания клея рамку картины оклеиваем с лицевой стороны декорирующим материалом и окрашиваем в желаемый цвет или покрываем лаком.

Таким материалом могут служить отрезки хвороста, ракушки, мелкая плоская галька, различные пуговицы и многое из того, что придет вам в голову. Поэтому смело можете включать фантазию. Такие рамки смотрятся довольно оригинально, только нужно учитывать при этом стиль вашей картины или фотографии. То есть под более солидный сюжет нужно подобрать более строгий декорирующий материал, а под детский или шуточный подойдет что-нибудь веселенькое.

Изготовить рамку для картины своими руками с использованием предложенной технологии декорирования по силам каждому. Нужно только проявить фантазию и подойти к процессу творчески.

Изготовление рамки из пенопластового плинтуса

Еще один не сложный и интересный способ. В этом случае мы делаем рамку для картины очень эффектной и напоминающей классический багет. Но при этом она получается очень легкой и не создающей больших проблем при закреплении на стене самыми простыми способами.

О том, как закрепить картину без гвоздей, можете прочесть в этой статье.

Склеивание рамки

Выбираем подходящий плинтус из пенопласта, который обычно используют совместно с потолочной плиткой. Нужно сказать, что выбор такого плинтуса в магазинах достаточно большой, не смотря на то, что пенопластовая потолочная плитка сейчас не слишком в моде. Отпиливаем аккуратно заготовки по размерам картины. Сделать это можно ножовкой по металлу или отрезать канцелярским ножом, если он у вас не слишком хлипкий.

Мажем торцы заготовок тонким слоем полимерного клея, плотно прижимаем на ровной поверхности друг к другу до схватывания клея.

Для того чтобы углы получились прямыми, а стыки без щелей, проверьте их до склеивания угольником, выложив рамку на поверхности стола.

После высыхания клея приступаем к обработке рамки. Для этого берем колер на водной основе нужного цвета, который применяется при окраске стен, и обычной кисточкой покрываем рамку.

Покраска рамки

Окраску желательно начать с обратной стороны рамки, чтобы потренироваться и убедиться, что цвет выбран тот, который нужен.

Окрашивать рамку для картины следует полностью со всех сторон, чтобы пенопласт не просвечивался.

Окраска колером является грунтовым покрытием. Поэтому далее следует приступить к окончательной обработке. Для этого нужно будет запастись двумя баллончиками аэрозольной краски коричневого, если у вас грунт был коричневым, и золотистого цвета.

На самом деле цвет грунта и краски для него не обязательно должны быть коричневыми. Все зависит от ваших предпочтений и основных тонов вашей картины. Мы же для примера возьмем именно эти цвета.

И так, после того, как высохнет колер, тонким слоем наносим на него коричневую краску. Делается это по двум причинам. Во-первых, колер является водорастворимым, поэтому на него необходимо нанести более устойчивое покрытие. А во-вторых, рамка, покрытая колером, имеет матовую поверхность. Для придания более привлекательного вида покрываем ее аэрозольной эмалью.

Аэрозольная краска

Следующим этапом выполняем финишное облагораживание нашей рамки.

Для этого берем баллончик с золотистой краской, снимаем с него колпачок или крышку, как вам будет понятнее, и с близкого расстояния распыляем в него краску так, чтобы в нем скопилось немного краски в жидком виде, а не распыленном. После этого берем узкую малярную кисточку и наносим краску по периметру рамки на выступающие горизонтальные ребра плинтуса ближе к внешнему краю.

Делаем рамку для картины своими руками из плинтуса

После этого макаем кисточку совсем немного в краску и легкими мазками наносим ее на выступающие узоры рамки. Старайтесь не очень волноваться в этот момент и почувствовать себя не маляром, красящим забор, а творцом!

Вот собственно и все. Рамка получается вполне симпатичной и очень даже напоминает настоящую рамку из дерева. Немного потренировавшись, вы сможете изготавливать такие рамки за пару часов.

Мы рассмотрели три способа, позволяющие самостоятельно изготовить рамку для картины своими руками. Все они не требуют особого мастерства и дорогостоящих инструментов. Какой вам больше подходит, выбирайте сами.

И последний совет:

Если у Вас есть желание самому каким-то образом приобщиться к изобразительному искусству или приобрести для ребенка товары, развивающие творчество, то могу порекомендовать фирму, в которой есть абсолютно все для творческого человека. Называется она « Красный Карандаш ».

Это крупнейший продавец художественных товаров в России. В их каталоге товаров более 30 000 видов красок, кистей, холстов и всего того, что нужно творческому человеку.

Кроме этого имеется очень большой выбор товаров для детского творчества и развития.

И это еще не все. В каталоге представлено много товаров для хобби. Это картины по номерам, мозаика, вышивание, декупаж, изготовление игрушек, техника эпоксидной смолы и многое другое.

Если у вас есть желание приобрести какой-нибудь стильный постер или хорошую копию картины под вашу раму, то прочесть об этом можно в статье Как купить картину для интерьера . В ней очень подробно описываются все возможные варианты интерьерных картин.

Рамка для картины: изготовление из дерева (простой и усиленной), плинтуса, ДВП, картона

5468848468

Вписать в стандартные размеры и пропорции не всегда получается и фотографию. Что же касается изображений – плодов собственной фантазии автора, то войдет ли картина в стандартную рамку это последнее, о чем думают при их создании. Столяры не очень-то охотно берутся делать рамы для картин, или просят за работу чрезмерно дорого: рамка для картинки вещь не первостепенной важности, но изготовить ее качественно не так-то просто. Однако и обрамлять свои произведения как попало тоже нельзя: плохая рама может испортить восприятие очень хорошей картины, а в рамах, изготовленных со вкусом, станковая живопись, рисунки, фото, вышивки, объемно-модульные композиции, художественное литье, чеканка, и пр., и пр. выразительны даже на фоне голой кирпичной стены. Поэтому и художников учат, как надо делать рамы и подрамники для живописных полотен, и любителю нужно знать, как делается рамка для картины своими руками.

Произведения изобразительного искусства различных жанров и техники исполнения в рамах

Произведения изобразительного искусства различных жанров и техники исполнения в рамах

По старинке

Художники писали картины, когда механизации производства и механизированного инструмента не было и в помине. С тех прадавних пор и сложилась традиционная конструкция рам для престижных полотен высокой художественной и материальной ценности.

Резная деревянная рама с картиной показана в разрезе и сзади на поз. 1 рис.:

Традиционная конструкция дорогой рамы для картины

Традиционная конструкция дорогой рамы для картины

Механически (технически, конструкционно) суть ее в том, что основную силовую нагрузку (в т.ч. от рамы) несет подрамник картины (рамка из деревянного бруса, на которую натянут холст); подрамники больших полотен усиливаются поперечинами, стальными угловыми накладками или фанерными косынками. Рама в случае падения картины действует как разрушающийся демпфер – распадается на части, а полотно (может быть, неизмеримой ценности) остается в целости или, по крайней мере, пригодным для реставрации.

Такие рамы делаются штучно под картины. Подрамник с полотном вкладывается в раму и закрепляется в ней, по исконной технологии, мелкими деревянными клинышками. Веревочный подвес крепится к подрамнику.

Уже из-за одной только резной деревянной рамы ее стоимость оказывается поистине королевской. Детали рамы соединяются столярными соединениями косой шип – паз (поз. 2 и 3 на рис. на клею, а затем рама сплачивается в клиновой вайме, поз. 4. Вся технология требует хорошо оборудованной столярной мастерской и работника(ов), обладающих твердыми навыками столяра-краснодеревщика. Средневековых заказчиков это ничуть не смущало, наоборот – раз уж ему по карману заказать или купить картину, то и рама должна быть ей под стать. Уникальная рама, сама по себе произведение искусства, обрамляет картину великого мастера, и данный сеньор (мессир, сэр, герр) их владелец – это ли не свидетельство знатности и достоинства?

Оригинальная картина маслом и поныне большая ценность, но штриховые монохромные изображения и рисунки (гравюры, офорты, акварели) в старину были достаточно широко распространены в жилищах средних классов и бедняков. Произведения прикладного искусства – вышивки, аппликации, модульные (из настоящих предметов) композиции еще более; человеческое влечение к красоте извечно и неистребимо. Картинки попроще вставлялись в рамы подешевле, из профилированных деревянных реек; пока не было фрезерных машин по дереву, рейки выстругивались в профиль вручную специальными рубанками – зензубелями – с фасонными железками. Реечные рамки для картинок в ходу и поныне, но для их изготовления все равно нужна оборудованная столярная мастерская, см. напр. видео:

Видео: простые и прочные рамки для картин (в мастерской)

Усовершенствования рамы

С началом индустриализации и механизации производства появилась сначала техника литографии, затем фотография и офсетная печать, позволявшие тиражировать картинки. В конце XIX в. уже существовали цветная фотография и цветной офсет. Великие произведения изобразительного искусства изобразительного искусства в копиях стали доступны тысячам людей, хотя еще и не миллионам. В связи с этим потребовался также недорогой материал для картинных рам и более простая технология их изготовления.

Профилированные реечные рамы в условиях потогонной эксплуатации зверской зари капитализма оказывались нерентабельными, т.к. их изготовление требовало привлечения дорогой квалифицированной рабочей силы, еще хранившей корпоративный дух средневековых цехов. Поэтому прим. в середине позапрошлого века во Франции был изобретен багет – дешевая декоративная накладка, имитирующая резное дерево и пригодная для массового производства неквалифицированными рабочими. Возможно, отсюда и название: une baguette это народный французский хлеб. Батон багета с куском сыру или вяленой рыбы и кружкой вина составлял обычный обед французского рабочего в то время, а сама Франция была мировым лидером в искусстве. Багетные рамы для картин оказались до того популярны, что название стало нарицательным: сейчас рама для картины и багет для картины это семантически (по смыслу) одно и то же.

Виды багета и устройство багетной рамы для картины.

Виды багета и устройство багетной рамы для картины.

Сначала багет делали литым из гипсового штукатурного раствора с мелкорубленым волокнистым наполнителем; одна деревянная литейная форма при условии своевременной пропитки льняным маслом выдерживала более 10 000 отливок. Гипсовый багет прекрасно клеится к дереву обычным столярным клеем, поэтому собственно раму как силовую (несущую) конструкцию делали из простой строевой древесины (слева на рис.). Рейки – ребра жесткости – соединяются вполдерева, что несложно и не требует специального оборудования, а доски под багет просто встык. Готовая рама красилась обычно бронзой без тонировки или «под старину», см. далее.

Гипсовые багетные рамы распространены и сейчас. Именно этой конструкцией мы более всего и займемся – несмотря на простоту (возможно, благодаря ей) она таит в себе большой технический потенциал усовершенствования и модификации.

А вот благородное резное дерево как материал для рам в настоящее время практически полностью заменил багет, прессованный МДФ, текстурированную под ценную древесину, в центре на рис. Материал это не из дешевых, но все-таки доступный средеобеспеченному умельцу. Поскольку вязкость МДФ много больше, чем натурального дерева (МДФ не колется), детали рам из МДФ-багета соединяются угловыми (косыми) фанерными шпонками на клею, справа на рис. О некоторых тонкостях этого процесса (затирке швов) мы поговорим далее, но до того учтите: запил под шпонку получается правильно, только если у вас есть настольный вертикальный фрезер по дереву, в шпиндель которого установлен пильный диск. Вручную или при помощи самодельных приспособлений соединение продолин с поперечинами получается почти всегда с уступом, что в данном классе изделий недопустимый брак.

О дизайне рамы

Рама для картины должна выделять изображение в окружающей обстановке и привлекать к нему внимание. В отдельных случаях (см. ниже) рама эстетически согласует изображение с окружением, но ни в коем случае не является неотъемлемой составной частью композиции семантически, т.е. смысловое значение изображения должно оставаться одним и тем же в раме и без нее. Поэтому «гипердизайн» рамок для изображений (см. рис.) допустим лишь в одном-единственном случае: если семантика картины настолько слаба, что без обрамления вообще ускользает от внимания зрителя. Попросту говоря, если картинка плод безвкусицы и без рамки не стоит большего, чем мимолетный взгляд. Это не касается чисто физиологических аспектов ее восприятия, но тогда речь должна идти уже не об искусстве и художественной ценности изображения – «интересность» тоже ведь бывает разная. Такие рассуждения могут показаться изощренно-эстетскими, но из них непосредственно следуют вполне конкретные, в т.ч. технические, требования к раме картины.

Рамки для картинок, отвлекающие зрителя от смысла изображения

Рамки для картинок, отвлекающие зрителя от смысла изображения

Профиль багета

Еще старинные мастера-краснодеревщики нащупали, как проще всего сконцентрировать внимание зрителя на картине. Для этого достаточно широкий багет для картины должен плавно подниматься от носителя изображения наружу. Это тоже физиологический, но без «включения» низменных инстинктов способ привлечения внимания. Человеку с первобытных времен свойственно всматриваться во всякого рода провалы: ведь там может быть пригодная в пищу добыча, вода или таиться опасность. Дети не сразу теряют исконную непосредственность мировосприятия, потому их так и подмывает заглядывать в колодцы, пещеры, люки инженерных коммуникаций, дренажные трубы и т.п.

Однако слишком глубокий провал наводит на мысли о чем-то скорее опасном, чем полезном – нужное в нем труднодоступно, а опасность может оказаться слишком большой и кусачей или ядовитой. Поэтому те же мастера старого времени путем проб и ошибок определили оптимальный развал бортов багета: касательная к огибающей его профиля в самой нижней внутренней его точке должна образовывать угол 15-40 градусов с плоскостью изображения. чем шире багет сравнительно с картиной, тем этот угол может быть больше, но более-менее точной формулы нет, это уж дело вкуса и умения мастера. Такая рама образует вокруг изображения что-то вроде окуляра большой подзорной трубы, через которую зритель рассматривает иной мир – на картине.

Примечание: правильно профилированный багет выполняет еще, так сказать, эстетически-защитную функцию – он смягчает или вовсе устраняет блики и естественные тени на картине при косом освещении.

Что касается наружного края, то тут возможны 2 варианта. Если картина помещена на эстетически благоприятном фоне (не чрезмерно ярком и пестром), то наружный край багета лучше делать также скошенным под углом в общем прим. вдвое большим внутреннего, поз. 1 на рис.:

Правильная и неправильная профилировка багета для рамы картины

Если же картину нужно сильнее выделить на фоне, то один из вариантов – багет, немного нависающий снаружи, поз. 2, так он затенит ярко освещенный фон непосредственно у картины, а фон с теневой стороны уже не так «забьет» изображения. В багетах промышленного производства применяется трудоемкое вручную, но во всех смыслах оптимальное решение – вогнутый профиль наружного края багета (см. профили багетов из МДФ на рис. выше).

В любом случае недопустимо, во-первых, любое нависание внутреннего края рамы над изображением (поз. 3 и 4 на рис.) – теневой кант на картине резко снизит ее зрительную привлекательность. Во-вторых, прямой высокий наружный край рамы (поз. 5) – картина «в коробке» получит некоторую привнесенную утилитарность, чаще всего неуместную. Единственное исключение в этом случае – глубокие модульные композиции. В широких «расплющенных» рамах они вообще не смотрятся, и тогда нужно все-таки делать «коробку», но снаружи выкрасить или отделать ее так, чтобы она получше сливалась в фоном.

Картина в раме с «молоком»

«Молоко» в обрамлении картины сродни скорее «молоку» стрелковой мишени, чем молочному плану в кинематографии. В нашем случае «молоко» это семантически пустое поле между внешним краем изображения и внутренним рамы. Попросту – внутреннее обрамление картины.

Чаще всего раму с «молоком» для картины нужно сделать, если фоны картинки и окружающий близки друг к другу по яркости и цветовому тону, слева на рис. Если картинка в целом светлая, то ее внутреннее обрамление может быть темным до чисто черного или светлым до белого; если же темная, то только белым.

Примеры картин в рамах с внутренним обрамлением

Примеры картин в рамах с внутренним обрамлением

В центре на рис. – нечастый, но интересный и трудный в эстетическом решении случай. Отлично гармонирующий с основными смысловыми элементами дополнительный фрагмент (синюю вазу) пришлось, чтобы вся композиция приобрела цельность, поместить вблизи т. наз. зоны золотого сечения – области на изображении, наиболее притягивающей к себе взор. Чтобы «перетащить» внимание зрителя на ромашки, автор нашел нестандартное решение – выкрасил узкую реечную рамку в тон вазе. По физиологии зрительного восприятия внимание зрителя в таком случае оказывается в положении буриданова осла, но помереть с голоду между двумя одинаковыми охапками сена ему не дает «морковка» под носом – букет в вазе. Однако без «молока» рамка и ваза образовали бы нечто семантически общее, чего художник не задумывал и что испортило бы картину. Внутреннее обрамление контрастного синему, но много более тусклого и бледного тона решает проблему – синие элементы не утомляют зрение, но и ваза, благодаря тому, что она почти что в золотом сечении, не теряется из виду. В целом это тот самый случай, о котором говорилось выше – рама подчеркивает смысл изображения, не изменяя его.

Второй случай (справа на рис.) еще сложнее и тоньше; это уже высший пилотаж обрамления изображений. Очевидное в нем – парадный портрет без пышной рамы уже не парадный портрет. Будь на картине изображена белая женщина, «молока» не понадобилось бы: напудрить лицо, надеть украшения, и яркое светлое главное смысловое пятно как раз там, где нужно по правилам центральной вертикальной композиции. «Молоко» в общий изображению тон говорит подсознанию зрителя, что рама тут только символ этикета, а суть выражена в даме на полотне. Но почему именно в тон изображению? И почему оно выполнено довольно-таки однотонным, причем не контрастным цвету кожи модели? Это, к сожалению, слишком сложные вопросы для подробного разбора здесь. Просто посмотрите внимательно на ту же картинку рядом, на белом фоне. Даже по мелкомасштабному JPEG’у заметно, что выражение лица персонажа там и там несколько отличается. И если на белом перед нами просто позирующая модель, то в раме с «молоком» под цвет кожи на лице проявляется некая скрытая суть. И никаких фотожаб – только лишь скопировано в буфер и помещено рядом на белое. Вот что может значить внутреннее обрамление картины в раме.

Материал для «молока», и не только

Лицевая (гладкая) сторона черновой ДВП

Лицевая (гладкая) сторона черновой ДВП

Внутреннее обрамление картинки в центре на рис. выше (вероятно, заодно с подрамником) сделано, похоже, из черновой ДВП. Ее гладкая сторона как раз нужного тона и мелко текстурирована наподобие всегда приятного глазу дерева, см. рис. справа. Белая ДВП для задников мебели не хуже годится на обычное «молоко» для картин; любая ДВП легко красится или оклеивается фактурной самоклейкой. По механическим характеристикам ДВП пригодна для изготовления почти всех элементов несущей части рамы для картины. ДВП не пылит, ничего не пачкает, не источает токсичных испарений, режется монтажным ножом. Трудновато, правда – чтобы прорезать 4-мм плиту насквозь, нужно 3-5 проходов свежим, не бывшим в работе лезвием. Зато ни пыли, ни опилок и стружки, ни шума и грохота. В общем, ДВП – отличный материал на рамку для картины, чем мы теперь непосредственно и займемся.

Дальнейшее усовершенствование

Если посмотреть на картину в раме по-инженерному, то бросается в глаза явное несоответствие: подрамник, и так несущий самое ценное – изображение – нагружается еще и рамой. Которая может быть и неразрушающимся демпфером при падении картины. Как устранить первое и добиться второго? С точки зрения техники – тривиально. Нужно усилить ребро жесткости рамы под гипсовый багет, тогда она станет самонесущей, а подрамник с картиной будет просто лежать в раме. Как усилить? Да заменить рейку брусом, что технологически не сложнее, не намного дороже и в целом вообще недорого. Полученный основной силовой узел рамы назовем для краткости нарамником, раз подрамник уже есть. Для изображений на тонкой основе (бумага, ткань, пленка) применим по тем же принципам ДВП. Теперь, если картина упадет, ее достаточно будет поднять, проверить подвес, крюк, поправить их, если надо, и повесить раму с картиной на место.

Для «настоящих маслом»

Устройство усиленной рамы для живописных полотен на подрамнике показано в разрезе на рис.:

Устройство усиленной рамы для живописной картины на подрамнике

Устройство усиленной рамы для живописной картины на подрамнике

На поз. А – без внутреннего обрамления; на поз. В с «молоком». На поз. Б – разрез рамы детально; доска с брусом и образуют нарамник. Толщина стекла 4 мм, как и стандартной плиты ДВП. Если остекление не предусмотрено, прокладка между доской и багетом исключается. Пенопластовые вставки играют роль мягких пружин, удерживающих подрамник на месте; деревянные клинышки иногда рвут холст, а пенопласт уж точно нет. Толщина вставок на 3-4 мм больше ширины зазора между подрамником и фанерными косынками; материал – крупнозернистый упаковочный пенопласт. Изготовление усиленной рамы производится заодно с обрамлением ею картины:

  1. вырезаются заготовки для сборки рамки из бруса вполдерева на саморезах и клею. Размеры рамки по внутри на 2-3 мм больше ширины и высоты подрамника с полотном. Запилы под соединения удобно делать слесарной ножовкой по металлу, она хорошо пилит дерево и поперек, и вдоль волокон, а срез получается гладким. Под саморезы насверливаются установочные (пионерные) отверстия диаметром по телу метиза без резьбы и глубиной 2/3 – 3/4 его длины. Для саморезов 3,5х20 – диаметром 2,5-2,7 и глубиной 12-15 мм;
  2. подрамник с холстом по кромке оборачивается ПЭ пленкой;
  3. рамка из бруса собирается начерно: без проклеивания, а саморезы завинчиваются не до конца;
  4. черновая рамка надевается на подрамник сзади (с тыльной стороны), так автоматически исправляется ее перекос;
  5. в стыки пускают по 2-3 капли жидких гвоздей или ПВА и затягивают саморезы. Клея подпускают минимум тоже с тыльной стороны, чтобы не протек на лицевую сторону холста;
  6. когда клей схватится, аккуратно снимают рамку также в тыльную сторону;
  7. по полном высыхании клея монтируют доски под багет, прокладку для стекла и внутреннее обрамление (то и другое если надо);
  8. в фанерных косынках сверлят отверстия по полному диаметру саморезов, а в рамке из бруса соотв. им установочные;
  9. укладывают на место стекло. Можно по краю приклеить несколькими каплями силикона;
  10. клеят багет, затирают его диагональные швы и красят (см. далее);
  11. вкладывают подрамник с картиной в гнездо нарамника;
  12. если картина особо ценная в раме с остеклением, в тыльную нишу кладум мешочек или несколько с силикагелем, и весь тыл заклеивают картоном, пропитанным разведенным водой в 3-5 раз ПВА, и вполне просохшим – чтобы стекло не отпотевало изнутри;
  13. укладывают пенопластовые вставки;
  14. ставят на места фанерные косынки. Без проклеивания, чтобы можно было снять и вынуть картину из рамы, если понадобится;
  15. крепят подвес, вешают картину на место, любуются, потирают руки и говорят про себя: «Ай, какой я молодец!»
Заменители багета

Рамочный багет фабричного производства все-таки недешев. Как его заменители на рамы без особых претензий чаще всего предлагают полуретановые потолочные фризы (в торговле – потолочный плинтус или потолочный багет) или напольные плинтусы из дерева либо МДФ.

Как выбрать профиль потолочного плинтуса на багет для картины

Как выбрать профиль потолочного плинтуса на багет для картины

Полуретан легко обрабатывается в домашних условиях, но далеко не всякий потолочный фриз по профилю подойдет на багет для картины. Из показанных на рис. более-менее пригодны для этого фризы на поз. 1 и 2, если клеить их на доску, как там показано. Потолочный плинтус на поз. 3, как его ни ставь, даст большой геометризированный наружный край, и картина окажется «в коробке», см. выше. Тонкостенные фризы под светодиодную подсветку (поз 4) по профилю на багетную раму чаще всего годятся, но непрочны.

Поклейка, шпаклевка и покраска полуретановвых заменителей

Заготовки полуретанового багета для картины обрезаются по краям под 45 градусов. При изготовлении усиленной рамы по описанной выше технологии идеально точной их подгонки в размер по подрамнику не требуется; достаточно точности обрезки в 1 мм. Полиуретан быстро и намертво клеится к дереву полистирольным клеем. Его несложно приготовить самостоятельно на балконе или в др. хорошо проветриваемом помещении. Для этого в 20-50 мл технического (не топливного!) бензина или керосина понемногу бросают гранулы пенопласта, пока не получится состав консистенции сметаны. Пенопласта понадобится много, и бросать его в растворитель весь сразу нельзя: гранулы шипят и пенятся.

Примечание: именно на таком «самоклею» собираются СИП-панели кустарного производства. Застывший пенопластовый «самоклей», в отличие от фирменного полиуретанового, на морозе становится хрупким. Как это сказывается на прочности, долговечности и безопасности построек из СИП, пояснять не нужно.

В стыковочные швы деталей полиуретанового багета втирают любую белую шпаклевку. Спустя 5-15 мин остатки (наружные мазки, потеки) снимают слегка влажной тряпочкой. Еще через сутки багет можно красить масляной, акриловой или вододисперсной краской; алкидная эмаль может разъесть материал – в зависимости от его качества, определить которое зрительно заранее невозможно.

Качественный полиуретановый багет с имитацией резьбы по дереву можно покрасить и под старую бронзу:

  • Первый слой из кузнечной патины (такая краска продается в художественных магазинах) наносят мягкой живописной кистью. Совсем не обязательно дорогущей колонковой, сгодится самая простая из волосков с бычьего уха.
  • Когда прокраска патиной начнет схватываться, чуть влажной губкой проходятся по выступам до просвечивания основы, не «втираясь» во впадины.
  • Губчатым или ворсистым валиком, опять-таки не вдавливая его во впадины, наносят бронзовую (медную, золотистую, серебристую) краску металлик.
  • Начавший схватываться металлик растушевывают как и патину, но уже не на буграх, а в углублениях.

Примечание: покраска «металлом под старину» требует, кроме аккуратности, еще и солидного навыка, так что лучше сначала потренироваться на отрезке такого же багета. Также об изготовлении рам для картин из потолочного плинтуса см. ролик ниже:

Видео: рамка для картины из потолочного плинтуса

Напольные плинтусы и доски для наличников, пригодные на багет для картины

Из напольных плинтусов (слева на рис.) можно подобрать подходящие для рамы картины на яркой пестрой стене – большой косой внутрь наружный свес оттенит ее. Картина в раме из досок для наличников (в центре) будет отлично смотреться в интерьере современных лаконичных стилей, а из мебельных штапиков (фасонных кромок и кантов, справа) в стилях с декоративным уклоном типа ар деко шебби-шик или галантерейном, а также традиционных (кантри, рустик, колониальный и т.п.).

Шпаклевка и затирка швов

Рама картины из древесных заменителей багета лучше всего смотрится, если ее лицевые соединительные швы невидимы. Процедура полной затирки швов деревянных деталей кропотлива, но осваивается с первого раза:

  • Шпаклевка – акриловая как можно более близкая по тону к лицевой стороне рамы, но не темнее. Выпускается от чисто белой то темно-коричневой под торговыми названиями «сосна» (желтоватая», «дуб» (светло-коричневая), «орех» (коричневая) и т.д.
  • Также нужно приготовить немного акриловой краски точно в тон дереву. Для этого в белую краску понемногу подпускают коричневой или темно-коричневой. Каждую добавку тщательно размешивают, затем берут каплю, сушат бытовым феном (сохнет быстро) на стекле, кусочке белого ПВХ и т.п, и сравнивают с тоном поверхности дерева.
  • Швы затирают шпаклевкой как описано выше.
  • Когда шпаклевка подсохнет с поверхности (это 10-20 мин), на шов пускают несколько капель краски с интервалом 1-2 см по длине и немедленно растирают чуть влажной чистой белой тряпочкой и вдоль, и поперек шва.
  • Подкраску и растирку повторяют, пока шов не сольется по тону с основной поверхностью. Обычно для этого достаточно 2-3 проходов.

Рама из ДВП для рисунков и вышивок

Картины холсте пишут или покупают немногие. Гораздо доступнее изображения на тонких гибких носителях: акварели, аппликации, рисунки, офорты, гравюры, офсетные печатные изображения, фотографии, вышивки, живопись на шелку. Четыре последних, если старинные, и старые литографии, могут представлять немалую коммерческую ценность. Для таких картинок гораздо легче сделать рамку из ДВП.

Устройство прочной рамки из ДВП для изображений на тонкой основе, с возможностями остекления и создания внутреннего обрамления, показано на рис.:

Устройство рамки из ДВП для картинок на тонкой гибкой основе

Устройство рамки из ДВП для картинок на тонкой гибкой основе

Вся конструкция рассчитана на окаймление стартовым профилем для гипсокартона (поз. Г) подходящего типоразмера. «Карман» на дет. А нужен только для картинок на бумаге или картоне. Сборка такой рамы также производится заодно с обрамлением картинки:

  1. вырезают дет. А, Б и В;
  2. на дет. А сразу же делают подвес;
  3. нарезают, обрезают по концам под 45 градусов и погоняют в размер по дет. А боковины и продолины внешнего обрамления. Обрезку грубо делают бокорезами, а точную подгонку монтажным ножом и дотиркой на дощечке в наждаком или напильнике;
  4. на дет. А наклеивают ПВА дет. Б. Клей наносят ближе к краям, чтобы внутрь не выдавились его капли;
  5. если картинка на ткани или рисунок углем на бумаге, ее сразу укладывают на место и по уголкам приклеивают ПВА. В таком случае дальнейшая работа потребует повышенной аккуратности;
  6. на дет. Б наклеивают дет. В с теми же предосторожностями, что и по п. 3;
  7. монтажным клеем приклеивают нижнюю и боковые планки внешнего обрамления;
  8. вставляют стекло;
  9. если картинка более-менее стойкая на бумаге или картоне, вставляют ее на место через карман на дет. А;
  10. ставят на место верхнюю планку внешнего обрамления;
  11. заливают швы ПВХ мастикой (см. ниже) – картинка в раме готова.
Мастика для ПВХ

Чтобы приготовить мастику для заделки швов на ПВХ, понадобятся 2 стеклянных аптечных пузырька с двойной газоплотной пробкой. Один, с дихлорэтаном, приобретается. Второй, для готовой мастики, напр. из-под перекиси водорода или нашатырного спирта, наполняется мелкими обрезками и крошкой того же гипсокартонного профиля, и заливается наполовину дихлорэтаном. Готовить мастику нужно на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении – дихлорэтан вещество летучее, очень токсичное и пожароопасное.

Спустя сутки-двое, когда ПВХ растворится, проверяют консистенцию состава, она должна быть сметанообразной. Если слишком густая или наполнитель растворился не полностью, добавляют немного растворителя. Готовую мастику набирают каплями зубочисткой или др. заостренной палочкой, наносят на шов и «протягивают» по нему острием той же палочки. Очень уж размазывать, разглаживать и растирать не нужно, сама растечется как надо. Полное высыхание – в течение суток.

Примечание: более прочную и долговечную рамку такой же конструкции можно сделать из тонкой фанеры, но придется поработать лобзиком. Ручным – электрическим красиво не получится.

О рамках из картона

Еще проще сделать рамку для картинки из картона. В этой статье картонные рамки для картин не рассматривались, т.к. непрочны и недолговечны. Если вас такие все же интересуют, см. видео о 2-х вариантах изготовления картонных рамок для картинок:

Как своими руками сделать рамку для картины из подручных материалов

Красивые картины и памятные фотографии могут стать прекрасным дополнением интерьера любой квартиры или дома. Для украшения можно применить рамку, сделанную собственными руками. Они должны подчеркивать достоинства полотна и снимка, оттенять их и стать продолжением композиции. Дальше мы расскажем подробно, как сделать своими руками рамку для картины или снимков.

Изготовление рамок для картин – увлекательное занятие, раскрывающее в мастере талант дизайнера.

Дизайнерские особенности

Главный аспект, необходимый для соблюдения при изготовлении обрамления собственными руками – дизайн и целевое назначение помещения, где будет размещено изделие. В процессе выбора цветовой гаммы важно не переборщить. Так как слишком яркие и насыщенные оттенки будут некомфортны для визуального восприятия, также готовая рамка не сможет вписаться в интерьер.

Полотно в таком обрамлении потеряет все свои преимущества, поблекнет и утратит значимость.

Дополнительная информация! Старайтесь ориентироваться в оформлении на содержание фотографии или картины, а также на их параметры. Чем красочнее картинка, тем меньше и незаметнее в конечном итоге должна получиться рамка.

Если это уже произошло – не расстраивайтесь, в любой момент можно внести корректировку в форму, окрас и дизайн. Такая возможность – это основное достоинство изготовления своими руками рамки. Применяя различные подручные средства, варианты дизайна можно будет добиться преображения картинки, которая планировалась для украшения комнаты.

Для небольших изображений и фотографий существует множество интересных идей по использованию подручных материалов.

Еще один метод – размещение полотна под нестандартным углом, изменяя при этом освещение, или поблизости определенной мебели для создания единой картинки. Допуская и исправляя ошибки или пробуя разное размещение, вы добьетесь превосходного эффекта.

Из каких элементов можно смастерить рамку?

Рамку для картины своими руками можно изготовить из следующих подручных материалов:

  1. дерево;
  2. ткань;
  3. плотная бумага или различные виды картона;
  4. пластиковые и полиуретановые элементы;
  5. гипс.

Прежде чем сделать своими руками рамку для картины, следует выстроить четкую концепцию дизайна.

Представленные варианты это не весь список ресурсов, которые возможно задействовать в оформлении рамки для картины и подставки к ней своими руками. Исходя из выбранного ресурса, вам могут понадобиться следующие инструменты:

  • лобзик, ножовка, ножницы;
  • измерительные приборы;
  • маркеры, ручка, карандаши;
  • элементы для соединения – гвозди небольшого размера, специализированный клей;
  • стусло;
  • лак, морилка, краска;
  • аксессуары для отделки.

Важно помнить о ее предназначении обрамлять изображение и служить лишь фоном для раскрытия идеи композиции.

ВАЖНО! Важно соблюдать гармоничность в сочетании материалов для обрамления с изображением. Таким образом создается единое целое, которое превратится в превосходное дизайнерское изделие для украшения помещения.

Ниже представлена более подробная информация о процессе изготовления в зависимости от выбранной основы.

Дерево

Этот материал по праву считается традиционным вариантом для оформления художественных работ. В большинстве случаев деревянное обрамление изготовляется в нейтральных оттенках. Форма придается простая, без сложных дополнительных конструкций, но все равно для этого процесса необходимо владеть определенными знаниями и умениями.

Самый простой способ – использовать деревянные рейки нужных габаритов. Согласно размерам изображения подготавливаются четыре заготовки, которые попарно равны.

Для фиксации полотна необходимо, чтоб рамка перекрывала внутреннюю часть картинки на 5 миллиметров.

К более трудоемкому проекту относится рамка для фотографии или холста своими руками, которая оснащена стеклом. Для этого варианта дополнительно понадобится сделать заднюю стенку, используя тонкую фанеру. Внешние размеры готового изделия в обязательном порядке должны быть немного больше, чем стекло и сам снимок. Если у вас нет нужных знаний для работы со стеклянными элементами, то советуем заказать в мастерской готовый лист.

Рассчитав толщину стекла и картины, следует углубить внутреннюю часть заготовок на это значение. Чаще всего такой показатель равен 2-5 миллиметрам. Дальше нужно спилить планки под корректным углом, для этого используйте угольник и стусло. Полученные срезы обязательно обработайте наждачной бумагой, после этого соединяете их с помощью клея в виде квадрата или прямоугольника. Клею понадобится около 4-5 часов для полной просушки.

СОВЕТ! Рекомендуем усилить соединение заготовок с внутренней стороны степлером для древесины.

После окончательной просушки можно начинать украшение. Для этого подойдут краска или лак.

Наносить последующие слои нужно исключительно после высушивания предыдущего.

В подготовленной своими руками рамке из дерева в первую очередь размещается стекло, затем она переворачивается основной частью вниз и после уже на стекло выкладывается холст. Поверх картины обязательно накладывается толстый картон и фанера. Если расчеты были произведены верно, то задник приклеивается по всему периметру изделия. Для улучшения соединения можно прибить небольшие гвоздики в углах элемента обрамления.

Полиуретановый потолочный плинтус

Если у вас есть в наличии плинтус из полиуретана для потолка, то вы способны смастерить белую рамку своими руками из этих подручных материалов. В первую очередь проведите замеры заготовок. Далее распиливаем ножовкой плинтус на 4 части под острым углов (45 градуса).

Важно сделать это идеально ровно.

На каждую сторону спила размещаем специальный клей Титан и соединяем. Струбцина поможет сделать соединение более крепким и прочным. Верхнюю поверхность места стыковки обработайте акриловой краской.

Картон

Наиболее доступным и бюджетным материалом для обрамления считается картон. Процесс с такой основой занимает немного времени и сил, с ним могут справиться дети и подростки.

Можно использовать часть от упаковочной коробки, то есть гофрированный картон.

Для начала вырезаете картонную основу (прямоугольную или квадратную), внутри которой должно находится окошко для картинки. Габариты определяются исходя из размеров снимка или картины. В большинстве случаев ширина рамки составляет больше 4 сантиметров. Дальше подготавливаем задний элемент изделия, который аналогичен по параметрам основе.

Дополнительно понадобится подставка, если планировалось, что рамка своими руками из картона для картины будет размещаться на книжной полочке. Для этого вырезаете прямоугольную ножку с размерами 7*17 сантиметров, заостряете ее с торца, а с другой стороны загибаете около 2 сантиметров.

Далее все элементы склеиваются поочередно клеем ПВА и затем приступаете к декору.

Бумага

При наличии обойных обрезков или однотонных цветных листов можно изготовить своими руками рамку из бумаги или картона. Процесс аналогичен как при использовании гофрированного картона.

Обязательно используйте плотную бумагу, так изделие для обрамления прослужит еще дольше.

Как самостоятельно сделать рамку для картины из подручных средств?

Производство домашнего декора это не простой процесс, но увлекательный и позволяет дополнить интерьер любого помещения своей уникальной изюминкой. После первого удачного эксперимента любой умелец не захочет останавливаться на достигнутом.

Рамка для картинки на стену своими руками из подручных материалов способна подчеркнуть содержание, а также сделает ее уютнее и необычной.

Из пуговиц

Многие рукодельницы интересуются, как сделать рамки для фотографий своими руками, применяя пуговицы. Эти аксессуары добавляют яркости и изюминку готовому изделию. Украшать пуговицами можно основу из бумаги или картона, для этого их нужно дополнительно обтянуть тканью или нанести краску. Затем приступаете к приклеиванию разноцветной мозаики.

Советуем в первую очередь размещать более крупные пуговки, а затем уже заполнять пространство мелкими.

Из старых газет

Для основы используют газетные багеты. Для добавления красочных оттенков идеальным вариантом станет применение цветных печатных изданий.

Чтобы оформить детали следует листы газеты разложить на столе, свернуть их в плотную трубку, склеивая все бумажные слои.

ВНИМАНИЕ! Старайтесь свернуть все детали аналогично по плотности. Благодаря этому их будет легче соединить.

Для каждой стороны рамки необходимо подготовить около девяти заготовок. Численность зависит от выбранной ширины багета. По истечению суток клейкое вещество просохнет и можете начинать обрезку с правильным углом (45 градусов) с двух сторон. Для более корректной процедуры используйте транспортир или стусло.

Соединять детали следует под прямым углом с помощью клея и системы «шип-паз». Для шипа используйте зубочистки, паз можно сделать шилом.

Для покрытия щелей в углах используйте шпаклевку.

Готовое изделие обязательно грунтуется смесью, которая состоит из 1 части воды и 2 частей ПВА и белой краски (водоэмульсионной или акриловой). Все компоненты аккуратно смешиваются с постепенным добавлением воды. В конечном итоге должна получиться смесь с консистенцией жидкой сметаны. Такой раствор наносится в 2-4 слоя и просушивается.

Для закрепления фотографии или холста в рамках из газетной бумаги своими руками следует использовать маленькие гвоздики или скотч для канцелярии.

Из натуральных материалов

Превосходное изделие получится, если использовать прутики или тонкие веточки дерева. Для надежной фиксации применяется органза или не толстая веревка.

По желанию дополнительно все элементы проклеиваются клеевым пистолетом.

В первую очередь необходимо взять 4 пучка веточек с одинаковой толщиной, разместить их перпендикулярно и перевязать органзой. Сохранить натуральную фактуру прутиков и веточек можно покрывая все элементы бесцветным лаком.

Еще один способ – оформить своими руками основу рамок для картин из дерева, а именно сухими деревянными ветками. Для этого надо взять обрамление с широкими полями, хорошо просушенные палочки и пистолет с горячим клеем. Предварительно разламываете веточки на элементы, с длиной равной ширине основы. Далее смазываете горячим клеем рамку и размещаете по всей ее площади деревянные заготовки.

После просушки аксессуар можно использовать по назначению.

Для любителей зеленого декора идеальным вариантом будет использовать сухой мох. Процесс декорирования им займет немного времени, а результат порадует своей колоритностью. Мох размещается по всей площади с помощью клея, таким образом вы сможете придать вторую жизнь старой основе для снимков и холста.

Используя декоративный скотч

Декоративный скотч – легкий и доступный метод модифицировать старую рамку или оформленную своими руками из картонных частей. Для этого следует постепенно наносить полоски скотча в той последовательности, которую подсказала ваша фантазия. Лишние элементы обрезаются ножницами.

Процесс занимает всего несколько минут, но результат оживит любую комнату.

Трехмерная рамка из пряжи

Для оформления своими руками рамок на стену из подручного материала, например, пряжей вам понадобится основа с ровными краями, ПВА, разноцветные нити и ножницы.

Во время оформления необходимо наносить клей и наматывать пряжу поэтапно, то есть небольшими участками.

Постепенное декорирование позволит получить в конечном итоге более качественный продукт.

СОВЕТ! Для креативного подхода на нить можно нанизать бусинки и стразы.

Из палет

Палеты из дерева – самый легкий метод как своими руками сделать рамку. Все части доступны каждому человеку, вне зависимости от дохода. Количество палет рассчитывается исходя из нужного размера рамки. Скреплять элементы можно с помощью небольших гвоздей, степлера для дерева или специальным клеем.

Обязательно используйте две части для горизонтальных полос, так изделие станет еще оригинальнее.

С помощью винных пробок

Как можно украсить рамки для картин винными пробками своими руками? Все довольно просто. Материал необходимо нарезать на небольшие колечки до сантиметра в высоту, далее раскрашиваете их в любые оттенки и клеевым пистолетом прикрепляете к основе.

После просушки можно размещать полотно или снимок.

Эко-рамка из крупы и зерен

Для декорирования готовых основ используют многочисленные эко-элементы – крупу, зернышки, ракушки, морские камушки.

Такие аксессуары можно оставить в естественном виде или покрыть краской в тон интерьера.

Все элементы размещаются на клеевую основу в произвольном порядке, сортируя определенным способом или создавая рисунок.

Из журналов и газет

Разноцветные вырезки из журналов и газет можно использовать как составляющие для квиллинга. Небольшие заготовки проклеиваются и скручиваются по кругу.

Такие заготовки можно закрепить на картонной или бумажной основе.

С их помощью существует возможность смастерить и подставку для рамок. Давайте разберемся, как можно сделать эту подставку для рамочки? Важно выбрать более плотный журнальный лист и вырезать прямоугольную ножку. С одной стороны она заостряется для размещения на ровной поверхности. Вторая часть заворачивается для нанесения клея и соединения с рамкой.

Подведение итогов

Производство рамки для фотографии и полотен своими руками из картона, а также других подручных средств – это захватывающий и увлекательный процесс. Здесь мы подробно описали, как сделать рамку и подставку для картин и снимков своими руками из картона, потолочного плинтуса, деревянных частей и популярные методы усовершенствования таких проектов.

Экспериментируйте, и достойный результат не заставит ждать.

Ссылка на основную публикацию