Как сделать схему предложения

Как составить схему предложения

Схемы для отображения состава предложения придуманы не случайно. Такой принцип разбора позволяет быстро и наглядно определить вид предложения по типам связи и интонации, а также выделить главные и второстепенные члены предложения, обособленные обороты и определиться со знаками препинания.

1. Главные члены предложения

Итак, начнём разбор предложения с определения членов предложения. Выделим грамматическую основу – сказуемое и подлежащее. Теперь от них, задавая вопросы, можно определиться с остальными членами предложения. Таким образом находим дополнения, определения и обстоятельства. Важно отметить, что определённая группа слов может быть объединена в один член предложения, а такие слова, как союзы, частицы, междометия, вводные слова не являются членами предложения в принципе.

2. Деепричастный и причастный обороты

Теперь, когда выделили основные члены предложения, можем вынести их обозначения на отдельную строчку, получив тем самым нашу первую схему. Если предложение осложнено оборотами, то на письме они отделяются вертикальными чертами. Деепричастный оборот подчёркивается как обстоятельство, а причастный – как определение.

3. Предикативные части предложения

Если предложение очень большое, то схема, скорее всего, будет состоять из нескольких предикативных частей. Каждая часть в схеме заключается в квадратные скобки. Несколько грамматических основ – соответственно, несколько предикативных частей. После того, как их отметили, можно дополнять схему осложнениями в виде оборотов, сложных конструкций, прямой речи, однородных членов и прочего.

4. Разделение предложения на части

Также на схеме указываете все связи, с помощью которых предложение становится одним целым и заключает в себе определённый смысл. После этого должны выделить часть, которая является главной. Для этого надо определить, от какой части ко всем остальным можно беспрепятственно задать вопрос.

5. Выделение всех частей речи в предложении

Чтобы не наделать ошибок, постарайтесь составить схему как можно подробнее. Впоследствии по ней сможете сделать анализ заданного предложения. Для большего удобства в схеме можете указать все части речи, которые используются в данном конкретном предложении.

Как составить схему предложения: основные виды с примерами

Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

Предлагаю пройти тест – ответить на пять вопросов по схеме предложения.

[quiz-cat >Ну как, что получили? А теперь объяснения.

Алгоритм составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
  3. Определите, простое или сложное предложение.
  4. Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  5. Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  6. Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.
  7. Найдите второстепенные члены предложения. Подчеркните их так:
    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.

    Графические обозначения

    Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное – круглыми.

    Графические обозначения в схеме

    Схема простого предложения

    А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

    Вот безличное односоставное предложение, где главный член – сказуемое:

    Вот определенно-личное предложение, в котором главный член – сказуемое.

    Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

    Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

    Далее сложное глагольное. Здесь глагол один – “собиралась идти”. Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

    И сложное именное:

    Схемы с обращениями и вводными словами

    В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

    Схемы с причастными и деепричастными оборотами

    Крестиком тут обозначено главное слово “туман”. Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

    Схемы с прямой речью

    Схема сложного предложения

    В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

    Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:

    А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:

    В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:

    Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

    Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:

    Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.

    Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.

    Оба придаточных относятся к “Настя прищурилась” – уточняют зачем и когда она это сделала. А не одно придаточное уточняет другое придаточное. Оба равноправны, так как каждое уточняет главное:

    Составление схемы предложения в 1 классе, примеры

    Термин «схема предложения» входит в пространство понятий школьников с первых шагов обучения грамоте в 1 классе. На простых примерах дети учатся вычленять предложение из общего речевого контекста, графически изображать, определяя смысловые пределы. Вводятся термины — большая буква в начале предложения и в именах собственных, знак препинания в конце.

    Усложнение синтаксического разбора

    В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции.

    Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала.

    В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков.

    В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются.

    Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа

    Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======];

    В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======].

    Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:

    • Что это за сюрприз, мы узнали на празднике. (что…), [____ ====].
    • Она попросила их, чтобы они не опаздывали. [____ =====], (чтобы…).

    Однородные члены изображаются кружком:

    • О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. [О, О, О ____ =====] или [O, O, O].
    • Сильный ветер шумел, свистел, неистово гудел. [_____ O, O, O] или [O, O, O].

    Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем.

    Обозначение членов предложения

    Примеры схем предложений

    Первый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец.

    Маша кормила кота. I________.

    Гуси-лебеди унесли братца. I________.

    Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце.

    Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта. Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество. Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму:

    • Начало предложения всегда пишем с большой буквы (обозначается вертикальной чертой).
    • В конце ставим знак препинания в зависимости от типа высказывания — точка, вопросительный или восклицательный знак.

    Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____.

    На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____.

    Ура! Наступила зима! I____! I______ ____!

    Мы едем на море! I___ ____ _ ____!

    Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____?

    Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___?

    Отображение орфограмм в предложении

    Отображение в схемах орфограмм

    Первая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др. Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании. Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний.

    Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____.

    Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____.

    Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____.

    Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____.

    Во втором полугодии к обозначенным категориям прибавляется понятие диалога. И хотя прямая речь изучается позже, представление о ней закладывается уже в букварном периоде. Детям объясняют, что такие предложения пишутся с новой строки, с большой буквы и перед каждым стоит особый знак — «тире».

    — Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___?

    — Мы их съели! —I___ __ ___!

    — Больше конфет нет. —I___ ___ ___.

    — Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___!

    Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы.

    Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе

    1. Прочитать предложение.
    2. Установить его смысловой предел.
    3. Выявить, есть ли в предложении слова-орфограммы с большой буквы.
    4. Определить тип предложения по интонации и высказыванию: повествовательное, побудительное или вопросительное. Поставить нужный знак препинания.
    5. При наличии диалога перед предложением поставить тире.
    6. Посчитать количество слов вместе с предлогами, частицами и союзами.
    7. На основании этих данных составить схему — первое слово пишем с большой буквы — вертикальная черта. Каждое слово — горизонтальная черта, если есть слова с большой буквы — обозначаем их вертикальной чертой, ставим знак препинания в конце.

    Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____.

    Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____.

    Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____!

    — Вы любите чай «Ахмат»? —I____ ____ ____ I____?

    — А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____?

    Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____!

    Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему.

    Синтаксический разбор онлайн

    Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие:

    • Интернетурок.ру — домашняя школа онлайн.
    • Видеоуроки школы Лобачевского.
    • Видеоурок.нет — портал для учителей и учащихся.
    • Учи.ру — обучающий портал.
    • Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
    • Текст.ру.
    • Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.

    Видео

    Это видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить.

    Ссылка на основную публикацию