Как сделать синквейн

Прием «синквейн». Что это такое и как писать синквейны? Как применить их в учебе?

Тазаян Арменуи Анна
Прием «синквейн». Что это такое и как писать синквейны? Как применить их в учебе?

Прием синквейн. Что это такое и как писать синквейны? Как применит ее в учебе?

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение,составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн

Обобщает, развивает, обучает

«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов –— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Гулять, играть, отдыхать.

Ждем с нетерпением.

Расцветает, зеленеет, радует.

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять,о чем идет речь:

Бежит, останавливается, лечит

Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

При составлении синквейна на уроках:

повышается интерес к изучаемому материалу;

развивается образное мышление;

развиваются творческие способности учащихся;

совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

развивается мышление и воображение;

вырабатывается способность к анализу;

уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Примеры синквейнов

На природоведении можно предложить детям составить синквейн про времена года.

Гулять, играть, отдыхать.

Ждем с нетерпением.

Расцветает, зеленеет, радует.

На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение.Результат может быть таким:

Путешествует, дружит, побеждает.

Восхищаюсь я ей.

Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

Согревает, светит, радует нас.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.

Будем писать без ошибок — профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте Пройдет последний месяц весны, пролетят три летних месяца, и выпускники подготовительных групп детского сада пойдут в первый класс. Перед.

Конспект открытого показа для старших дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект открытого показа для старших дошкольников «Что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО»23.01.2015гЦЕЛЬ: Воспитание культуры общения у детей.

Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников или что такое «хорошо» и что такое «плохо» Период дошкольного детства очень важен в становлении личности ребенка. К моменту поступления в детский сад у ребенка уже сложились основы.

Консультация для родителей «От игрушек к учебе. Кризис 6–7 лет» От игрушек к учёбе. Кризис 6-7 летКогда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы "читали" их как открытую книгу. Теперь.

Консультация для воспитателей «Утренний прием» Консультация для воспитателей "Утренний прием". Особенности организации процесса для детей разного возраста» Утренний прием в детском саду.

Нужно ли современных детей учить писать красиво? Я считаю, что учить детей каллиграфии — это необходимость. Даже, если в недалекой перспективе все будут набирать на компьютере и пользоваться.

Семинар «Понимание в семье ключевой фактор мотивации ребенка к учебе, делу, общению» (семинар с элементами тренинга для родителей) Мероприятия в рамках взаимодействия с родителями и мероприятия методического уровня. Тип занятия:.

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Сформировать четкие представления о хороших и плохих поступках. Задачи: Обучающая:.

Памятка для учащихся «Учимся писать сжатое изложение» Учимся писать сжатое изложениеПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста) 1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст). Способы (как сделать): • по.

Сценарий развлечения для детей 4–5 лет (средняя группа) «Что такое хорошо, а что такое плохо»Сценарий развлечения для детей 4–5 лет (средняя группа) «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Дать ребятам понимание хороших и плохих поступков, добра и зла Задачи: 1. Формировать у детей понимание, что такое хорошо и что.

Синквейн — правила и план составления, примеры

Определение синквейна

Синквейн — это методический приём, который основан на составлении стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строчек. При этом каждая из них пишется по определённым правилам. Цель этого метода — резюмирование информации, краткое подведение итогов по любой теме или по изученному в школе материалу.

Использование синквейна направлено на развитие критического мышления и активацию умственной деятельности. При его написании необходимо обнаружить и выделить в изучаемой теме основные моменты, проанализировать их и «вложить» в стихотворение, учитывая все правила составления каждой его строчки, чтобы донести до окружающих. А также этот метод стал свободным творчеством: в каждом случае в итоге получается небольшое оригинальное стихотворение, в которое заложен определённый смысл.

История возникновения метода

Форма синквейна (от фр. cinquains, англ. cinquain) была разработана в начале XX века американской поэтессой Аделаидой Крэпси, вдохновлённой силлабическими стихотворениями хайку и танка, характерными для японской культуры. Написанные ею синквейны были изданы в 1914 году в посмертном собрании стихотворений, а также несколько раз переиздавались.

Ею была придумана традиционная форма составления пятистишья, основанная на подсчёте слогов в каждом стихе. Всего в нём было 22 слога. Структура синквейна выглядела так: 2 — 4 — 6 — 8 — 2, где цифра — это количество слогов в каждой строчке.

Впоследствии многие другие авторы дополняли и развивали эту стихотворную форму. Благодаря этому были созданы такие варианты, как:

  • обратный синквейн, имеющий обратную последовательность структуры: 2 — 8 — 6 — 4 — 2;
  • зеркальный, в котором имеется два пятистишия: одно из них — с традиционной, второе — с обратной структурой;
  • синквейн-бабочка с девятью строками и структурой: 2 — 4 — 6 — 8 — 2 — 8 — 6 — 4 — 2;
  • «корона синквейнов» — пять традиционных, составляющих законченное стихотворение;
  • «гирлянда синквейнов» — пять традиционных (по сути, это та же пятистрочная «корона»), но к ним добавлен шестой стих, в котором первая строчка взята из первого пятистишия, вторая — из следующего и т. д.

Правила составления

Однако в педагогике как эффективный учебный метод используется дидактический синквейн, в котором большую роль играет содержательность и способ составления каждой строки, а слоговая зависимость уходит на второй план. Составлять такие стихотворные формы достаточно просто и даже увлекательно, главное — понять принцип, хорошо освоить и «почувствовать» его, и тогда можно стать настоящим мастером в их написании.

Правила составления синквейна и пример на основе самой темы «синквейн»:

  1. Первая строчка — тема стихотворения. Одно слово, существительное или местоимение. Означает предмет или явление, о котором будет идти речь. Зачастую, если даётся тема для написания синквейна, эту строчку даже не нужно придумывать. Пример: «синквейн».
  2. Вторая строчка — два слова, описывающие признаки и свойства предмета или явления. Это прилагательные и причастия. Можно перебрать в голове несколько любых прилагательных, которые приходят на ум при воспоминании о предмете, и выбрать два наиболее подходящих. Пример: сам синквейн какой? «Образный, точный».
  3. Третья строчка — три слова, передающие характерные действия описываемого предмета или объекта. Если это абстрактное понятие, то следует писать не только действия, которые производит сам объект, но и те, которые с ним происходят и которые он оказывает на окружающих. Пример: синквейн «развивает, обучает, обобщает».
  4. Четвёртая строчка — уже не перечисление отдельных слов, а целая фраза, предложение, которое позволяет составляющему выразить своё личное отношение к теме. Как правило, оно состоит из четырёх слов, поскольку не должно быть большим. Его можно придумать самостоятельно на основе собственных ощущений, впечатлений и ассоциаций, а можно взять крылатую фразу, цитату, афоризм, пословицу или поговорку, но обязательно в контексте темы. Пример: «выразить многое в нескольких словах».
  5. Пятая строчка резюмирует всё вышесказанное одним словом и передаёт суть описываемого предмета или объекта. Как правило, это тоже существительное. Смысл последней строки зачастую зависит от того, что было сказано в предыдущих строках. Пример: «творчество».

В итоге получилось:

Выразить многое в нескольких словах.

При этом дидактическая форма позволяет немного отступаться от правил. Например, первая и последняя строчки могут состоять не из одного слова, а из двух (к примеру, если тема — «Конёк-Горбунок», «Кощей Бессмертный» и т. д. ) или из словосочетаний, в четвёртой строчке может быть фраза из 3−5 слов, а действия могут описываться составными сказуемыми.

Польза в педагогической практике

В дидактических целях синквейн уже довольно давно успешно применяется в американских школах, а с некоторых пор (примерно с 1997 года) — и в России. Этот метод — игровая деятельность, позволяющая разнообразить учебный процесс, лучше понять изучаемую тему через игру, сделать её более интересной.

Поскольку пятистрочное стихотворение — результат анализа и синтеза уже имеющихся и недавно полученных новых данных, этот приём используется для итоговой проверки изучаемой темы. Метод можно также использовать на первоначальной стадии до ознакомления с новой темой, чтобы определить, что дети уже знают по данному вопросу, ведь они составят синквейн на основе имеющейся у них информации. В процессе урока эта информация дополняется и корректируется, после чего при составлении нового пятистишия можно сравнить его с первым и понять, что нового узнали ребята.

Прежде всего следует объяснить ребёнку, что синквейн — это возможность уместить в краткую форму собственные мысли, чувства, знания, эмоции и ассоциации, высказать своё мнение по любой теме и по любому вопросу. Сначала можно потренироваться с детьми на написании пятистиший о самых простых и знакомых предметах, постепенно переходя к более сложным. Благодаря своей красоте и выразительности синквейн — например, на тему «мама», «семья» или какой-либо праздник — даже может превратиться в поздравление или подпись для открытки.

Таким образом, можно выделить достоинства метода:

  • простота построения — подходит для работы учеников начальных классов;
  • совершенствование умения ёмко, лаконично и красиво выражать свои мысли;
  • развитие аналитических и творческих способностей, образности мышления;
  • увеличение словарного запаса;
  • повышение интереса к материалу;
  • вариативность.

Примеры на разную тематику

Синквейн можно легко составить на абсолютно любую тему. Некоторые примеры представлены в таблице:

Тема Синквейн
Жизнь Жизнь. Бурная, яркая. Спешит, бежит, проходит. Суть жизни — найти самого себя. Искусство.
Человек Человек. Разумный, чувствующий. Думает, мечтает, стремится. Общество делает человека тем, кто он есть. Личность.
Радость Радость. Безграничная, светлая. Вдохновляет, исцеляет, восхищает. Сотвори добро — и радостно на сердце. Улыбка.
Дружба Дружба. Крепкая, долгая. Сближает, связывает, помогает. Дружеские отношения — великая ценность. Доверие.
Дом Дом. Уютный, тёплый. Защищает, оберегает, согревает. Нет места лучше дома. Любовь.
Бабушка Бабушка. Ласковая, добрая. Любит, лелеет, нянчит. У бабушки самые вкусные пирожки. Забота.
Лето Лето. Жаркое, беззаботное. Гулять, играть, отдыхать. Этим летом мы ездили на море. Каникулы!
Мораль Мораль. Общественная, общепринятая. Управляет, определяет, воспитывает. Мораль и право регулируют поведение людей. Этика.
Труд Труд. Развивающий, интересный. Облагораживает, изменяет, развивает. Трудиться нужно на совесть. Работа.
Война Война. Страшная, напрасная. Озлобляет, пугает, разрушает. Борьба за свободу Родины. Герои.

Синквейн — это универсальный метод: он может с успехом применяться не только на уроках литературы и русского языка, но и во время других гуманитарных занятий. Например, на уроке географии можно использовать его для лучшего понимания информации о континентах, природных зонах и т. д. :

Как составить синквейн: пример

Не знаете, что такое синквейн? Тогда прочитайте краткое описание нового методического приема, к которому прибегают учителя, узнайте самое главное о его особенностях. Изучите, как составить синквейн, и научите этому ребенка. Это увлекательное и полезное задание помогает развивать креативность и наблюдательность детей, расширяет их словарный запас.

Что такое синквейн и как его составить

Ребенок заявляет, что ему нужно составить синквейн, а вы не знаете, что это такое? Не теряйтесь. Простые объяснения и описания помогут не только разобраться, что такое синквейн, но и помогут освоить технологию их составления.

Современный образовательный процесс нацелен на то, чтобы развить у ребенка внимательность, ассоциативное мышление, умение обобщать и делать выводы. Особое значение приобретает стимуляция творческого потенциала детей. Синквейн — это относительно новый прием, который помогает достичь этих целей.

Женщина-Водолей: характеристика знака, совместимость, карьера

В чем же его суть? Синквейн сродни японскому хайку. Это нерифмованное вольное стихотворение, которое состоит из пяти строк. Построение синквейна четко регламентировано: каждая строка имеет свое предназначение и форму выражения.

Фото: en.ppt-online.org: UGC

Хотите знать, как сделать синквейн? Чтобы удачно справиться с заданием, запомните простой алгоритм составления текстов такого рода:

  • Выразите в первой строке тему — укажите объект или лицо, о которых идет речь. Для этого используйте существительное.
  • Опишите предмет во второй строке: назовите два главных свойства описываемого предмета или человека. Сделайте это с помощью прилагательных.
  • Укажите в третьей строке три главных действия, которые выполняет объект или которые можно совершить с ним. Глаголы в этом случае лучшие помощники.
  • Сформулируйте в четвертой строке, в чем уникальное предназначение описываемого предмета или лица. Эту цель достигнете, построив предложение.
  • Резюмируйте сказанное выше в пятой строке — раскройте сущность описываемого предмета (укажите видовую принадлежность).

Тест на знак зодиака: какой знак вы по характеру

Фото: multiurok.ru: UGC

Составление синквейнов — творческое и интересное задание, которым лучше всего завершать изучение какой-то темы или исследование какого-то предмета, явления. Дети не просто систематизируют все, что услышали, а проводят аналогии, стараются выделить самое главное. При этом развивается устная и письменная речь, школьники узнают новые значения слов, учатся строить синонимические ряды.

Синквейн можно составить на любую тему: географические открытия, континенты, животные и растения, математические понятия, искусство. С их помощью можно описать предметы быта и пр. Это интересное и увлекательное занятие, которое дети воспринимают на ура. Родителям остается только освоить азы синквейна, чтобы составить компанию своим чадам и показать им пример.

Синквейн: примеры

Как избавиться от лени: 10 простых способов

Хотите научиться составлять синквейн? Примеры таких произведений — наглядное пособие и ориентир в выполнении задания. Просмотрите их и определитесь с основными параметрами синквейна и тем, как их реализовать:

Ссылка на основную публикацию