Паспорт отходов что это и как сделать

Как и где получить паспорт на отходы

Паспорт на отходы представляет собой документ, делающий работу с мусором правомерной. Это своего рода лицензия на деятельность. В документе содержится основная информация, которая нужна для обеспечения безопасности: способ утилизации, степень потенциальной вредности отходов для здоровья человека и окружающей среды. Получать паспорт нужно всем фирмам, взаимодействующим с отходами.

Вопрос: Обязаны ли субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности, составлять паспорт на отходы I — IV классов опасности?
Посмотреть ответ

Законодательное обоснование

Все аспекты, касающиеся паспорта на отходы, содержатся в этих законодательных актах:

  • Глава 14 ФЗ №89 от 24 июня 1998 года. В ней есть такая информация: перечень тех, кто должен получить паспорт, форма документа и порядок его оформления.
  • Правительственное Постановление №712 от 16 февраля 2013 года. В нем указана форма документа, все правила по его составлению.
  • Каталог классификации. Установлен он распоряжением Росприроднадзора №445 от 18 июля 2014 года.
  • Распоряжение Минприроды №541 от 5 декабря 2014 года. В нем прописаны классы опасности мусора.

Практически все действия с паспортом выполнятся на основании этих актов.

Вопрос: У организации имеется головной офис, где находится вся разрешительная документация, а именно паспорта опасных отходов, в других двух городах находятся филиалы этой организации, где офисы находятся в аренде, соответственно, в филиалах паспортов на офисный мусор нет, так как за это отвечает арендодатель, кому принадлежат офисы. Должны ли филиалы иметь собственные паспорта отходов на бытовой мусор IV класса опасности?
Посмотреть ответ

Зачем требуется

Паспорт нужен для легализации работы, связанной с утилем. Если этот документ есть, то проекты фирмы будут одобряться государственными органами. На основании паспорта предоставляется разрешительная документация на работу. Оформление документа обеспечивает достижение этих целей:

  • Защита окружающей среды.
  • Предупреждение опасности для здоровья людей.
  • Установление размеров платежей, связанных с экологией.
  • Стимулирование фирм на то, чтобы они внедряли в свою деятельность последние технологии утилизации или переработки.
  • Обоснование привлечения к ответственности фирмы за нарушение норм экологии и защиты окружающей среды.

Паспорт должен быть оформлен любой крупной компанией, которая специализируется на утилизации и вывозе мусора.

Обязана ли офисная организация устанавливать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также оформлять паспорта отходов?

В каких случаях нужен

Все нюансы оформления перечислены в Постановлении Правительства №712 и Приказе Росприроднадзора №445 от 18 июля 2014 года. Согласно этим документам паспорт нужно получать на тот мусор, который потенциально может нанести вред здоровью человека или экологии. К примеру, это отходы со следующими качествами:

  • Токсичность.
  • Легкое возгорание.
  • Взрывоопасность.
  • Повышенные реакционные свойства.
  • Содержание патогенных элементов, которые могут спровоцировать инфекционные болезни.

Паспорт должны получить следующие субъекты:

  • Предприятия, в процессе работы которых формируются отходы 1-4 класса опасности.
  • Фирмы по транспортировке и утилизации мусора.
  • Офисы.
  • Производственные компании, которые используют лампы первого класса опасности.

Если руководитель фирмы не уверен, нужно ли ему получать паспорт отходов, имеет смысл обратиться к юристу.

Когда не требуется паспорт отхода

Существует пять классов опасности. 1 класс – это самые опасные отходы, 5 класс – это самые безопасные отходы. На утиль, относящийся к пятому классу опасности, паспорт получать не нужно.

Но предпринимателю нужно будет доказать, что отходы относятся именно к пятому классу безопасности. В частности, нужно обратиться в специальную лабораторию. Специалисты берут пробы, выполняют их анализ и выдают заключение. На основании этого заключения можно доказать, что отходы не нуждаются в паспортизации.

Содержание

В паспорте содержится информация:

  • Название отходов и их приблизительный состав с указанием процентного содержания каждого из элементов.
  • Источник формирования мусора.
  • Класс опасности.
  • Опасные качества мусора.
  • Дополнительная информация (название тары, класс пожарной опасности).
  • Наименование субъекта, которое формирует мусор под утиль, ФИО руководителя.
  • Код отхода по ФККО.
  • Состояние утиля (жидкость, твердый объект, газ).
  • Описание процесса, в котором был сформирован утиль.

Принципиально важно правильно составить паспорт. Неверно указанная информация может повлечь за собой аварию. Паспорт не может оформляться на весь утиль, возникающий в процессе деятельности. Документ требуется получать на каждый вид отхода, опасный для экологии. В паспорте нужно указывать код и название утиля по ФККО. Если вещества нет в классификационном каталоге, его необходимо туда внести.

ВАЖНО! К документу прилагается свидетельство, подтверждающее класс опасности отхода. Это свидетельство можно получить в Минприроды.

Этапы оформления паспорта

Выдача и учет паспортов регулируется приказом Ростехнадзора №570. Рассмотрим этапы оформления:

  1. Подготовка документов. Нужно подготовить бумаги, касающиеся класса опасности, происхождения утиля, его химических качеств, мест хранения, метода утилизации и переработки.
  2. Отправка документов на рассмотрение. Бумаги направляются в Росприроднадзор. После того как пакет документов рассмотрен, выдается бумага, подтверждающая соответствие утиля классификации.
  3. Составление. Паспорт составляется самой компанией. Требования к оформлению содержатся в ГОСТ 30774-2001. Информацию о происхождении и правилах обращения с утилем можно найти в техническом регламенте фирмы. Для установления химического состава мусора нужно обратиться в лабораторию, заказать анализ и получить заключение эксперта. Обращаться нужно только в ту лабораторию, у которой есть аккредитация.
  4. Согласование паспорта. Составленный документ нужно утвердить в Ростехнадзоре. Достоверность сведений, указанных в паспорте, подтверждается в ходе регистрации документа.

Срок действия документа неограничен. Менять паспорт нужно только при наличии изменений в этих сферах деятельности компании:

  • Технологический процесс.
  • Область деятельности.
  • Фактический адрес.

Если ничего не меняется, то и паспорт менять не требуется.

Ответственность за отсутствие паспорта

За отсутствие паспорта на утиль 1-4 класса накладывается ответственность на основании статьи 8.2 КоАП РФ. Эта статья регулирует несоблюдение экологических норм при действиях с отходами. Рассмотрим меры ответственности:

  • Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей.
  • Для ЮЛ – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или остановка работы до 90 суток.

Это довольно внушительные размеры штрафов. Объясняется это тем, что отсутствие паспорта увеличивает риски того, что предприятие нанесет вред окружающей среде.

Какую выгоду имеет фирма, получившая паспорт

Оформляют паспорт не только для того, чтобы избежать штрафа. Этот документ нужен и в экономических целях. Он нужен для формирования положительной репутации. Рассмотрим все выгоды от наличия паспорта:

  • Документ нужен при заключении сделки со специализированной фирмой на вывоз утиля.
  • Формирование проекта нормативов формирования утиля и лимитов на его размещение.
  • Оформление лицензии на обращение с утилем 1-4 класса опасности.
  • Прохождение контрольных мероприятий, которые проводятся или природоохранной прокуратурой, или Росприроднадзором.

Наличие паспорта легализует одно из направлений деятельности фирмы. Документ позволит проходить проверки различного уровня.

Паспорт отходов

Если мусор представляет угрозу для окружающей среды, по закону, на него следует оформить паспорт отходов. Документ позволяет определиться со способом утилизации и выбрать максимально безвредный путь обращения с утилём.

Паспорт отходов

  1. Что представляет собой паспорт отходов?
  2. Правовая основа
  3. Назначение
  4. В каких случаях необходим?
  5. Когда не нужен?
  6. Кто обязан паспортизировать мусор?
  7. Разрешается ли оформлять документацию самостоятельно?
  8. Как оформляются паспорта отходов?
  9. Составление сметы
  10. Какие сведения и документацию нужно предоставить?
  11. На какой срок выдаётся паспорт?
  12. Образец документа
  13. Какой предусмотрен штраф в случае отсутствия документа?
  14. Заключение

Что представляет собой паспорт отходов?

Паспортизация предусматривается не для каждого вида мусора. Основная масса выбрасываемого не требует оформления документации и утилизируется стандартным методом – сбор в контейнеры и отправка на полигон или мусоросжигательный завод.

Паспорта отходов – это документы, которые составляются на утиль, требующий соблюдения норм безопасности при обращении.

Паспорта служат подтверждением того, что отходы принадлежат к определённому классу из представляющих угрозу для окружающей среды.

Паспорт – сопроводительный документ, позволяющий на каждом утилизационном этапе выбирать правильную схему действий с паспортизированным мусором.

Правовая основа

Организации, производящие опасные отходы, при оформлении паспорта утилизации мусора должны опираться на такие законодательные акты:

  1. ФЗ № 89, датированный 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления». Рассказывается, как оформить бланк, какие пункты должны быть обязательно в него включены, и кто должен заниматься оформлением.
  2. Распоряжение Минприроды № 541, датированное 5 декабря 2012 года. Расшифровывает каждый класс опасности отходов. Не имеет отношения к медицинским и биологическим материалам, а также к радиоактивным отработкам.
  3. Федеральный классификационный каталог отходов за № 445, датированный 18 июля 2014 г.
  4. Правительственное постановление № 712 от 16 февраля 2013 г. Подробно расписано, как должен выглядеть паспорт.

Важно: Паспорта отходов – звенья, связующие все утилизационные этапы, начиная со сбора и заканчивая переработкой, захоронением или уничтожением.

Назначение

Паспорт отходов

Паспорт, помимо помощи в выборе направления утилизации, выполняет и другие функции. Он оказывает влияние на следующее:

  1. Выбор и организацию места для хранения мусора. В данном контексте не следует путать процессы накопления и хранения. В первом случае процедура может длиться не более 11 месяцев, во втором может превышать 11-месячный срок.
  2. Способ транспортировки утиля.
  3. Разработку администрациями предприятий внутренних инструкций по утилизации отходов.

Если рассматривать документ более глобально, цель его оформления в следующем:

  • защита природы от вредного воздействия мусора;
  • предупреждение угрозы для жизни и здоровья населения;
  • установка платежей, связанных с экологической сферой;
  • стимуляция компаний к внедрению прогрессивных утилизационных методик;
  • основание для наказания предприятий, незаботящихся об окружающей среде.

Важно: Паспорт позволяет фирмам легализовать работу с отходами. Без него государство не предоставит разрешительную документацию на работу, не одобрит проекты компании.

В каких случаях необходим?

Паспорт отходов

Разработка паспортов необходима для отработок 1-4-го классов. Всякий утиль, способный причинить вред живым организмам или среде, в которой они обитают, должен быть паспортизирован.

Предприятие должно иметь паспорт, если его мусор:

  • взрывоопасен;
  • легко возгорается;
  • токсичен;
  • содержит патогенны;
  • имеет радиационный фон, превышающий нормы.

Когда не нужен?

Паспорт на мусор не нужен, если предприятие производит только отходы 5-й группы. Это самая безопасная категория, при правильном обращении не способная причинить вред природе

ИП или юридическое лицо должны доказать, что их утиль не является опасным. Для этого следует обратиться в лабораторию, специализирующуюся на анализе отбросов. Будут взяты пробы для изучения, согласно результатам анализа лаборатория сделает заключение о наличии или отсутствии необходимости паспортизации.

Кто обязан паспортизировать мусор?

Паспорт отходов

Сделать паспорт на утиль обязаны юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие вредные отходы. Если каждая компания будет уделять внимание вопросу отходов, улучшится экологическая ситуация.

Паспортизация отходов направлена на обеспечение контроля за циркуляцией всех видов утиля. Ещё одна её цель – сокращение количества нелегальных свалок на территории РФ.

Разрешается ли оформлять документацию самостоятельно?

У ИП и юридических лиц есть возможность выбрать, самостоятельно заполнить и отправить бланк, или обратиться в специальную компанию, которая делает паспорт за определённую плату. Что не разрешат сделать самостоятельно , так это составить форму на своё усмотрение.

Руководства предприятий должны принять во внимание тот факт, что бланк паспорта унифицирован. Документ, составленный своими руками, не будет считаться юридически обоснованным. Контролирующие органы не возьмут его во внимание. Как составить паспорт, можно посмотреть в Правительственном постановлении № 712.

Из постановления можно узнать, что для всех классов опасных отходов предусмотрен единый бланк.

Как оформляются паспорта отходов?

Алгоритм паспортизации зависит от того, намерены предприниматель или юр. лицо решать вопрос самостоятельно или собираются получить паспорт с помощью компании, оказывающей такие услуги.

В первом случае схема действий такая:

  1. Анализируются свойства и состав производимого мусора.
  2. На основании ФККО и Приказов Минприроды № 536 и 541 утилю присваивают класс опасности.
  3. Оформляется паспорт.
  4. Заверенная копия документа направляется в территориальную службу природопользования.

Если на предприятии появляется новый отход, ещё до паспортизации его нужно внести в Классификатор отходов. На процедуру отводится 3 месяца с момента образования мусора.

Лабораторные экспертизы делаются лицензированными лабораториями, принимающими у физических и юридических лиц пробы мусора на анализ.

Для организаций, решивших обратиться за помощью в другие компании, алгоритм действий другой.

Составление сметы

Паспорт отходов

Первое, что следует определить, — затраты, на услуги организации, которая разрабатывает и выдает паспорт.

Общая стоимость состоит из 2-х частей:

  • траты на исследования;
  • непосредственно оформление.

Исследование в 2020 году будет стоить от 2 000.00 рублей. Цена зависит от региона и характеристик утиля. Примерно столько же будет стоить и процедура оформления, включающая:

  • сбор информации о мусоре;
  • расчёты, позволяющие причислить утиль к определённому классу;
  • заполнение бланка;
  • обращение в Росприроднадзор.

Какие сведения и документацию нужно предоставить?

Для того чтобы компания могла составить паспорт, необходимо предоставить её специалистам следующее:

  • перечень отходов;
  • индекс и адрес площадки образования мусора;
  • индекс и адрес юридического лица или ИП (юридический);
  • адрес фактического местонахождения заявителя;
  • ИНН;
  • должность и ФИО директора предприятия;
  • название компании (полностью и сокращённо);
  • телефоны, е-майл, факс;
  • ОКПО;
  • ОКВЭД;
  • ОГРН;
  • ОКАТМО.

На какой срок выдаётся паспорт?

Паспорт отходов

Руководители предприятий, оформляющие паспорта на новые отходы, обязательно интересуются вопросом, как долго будет оставаться действительным документ.

Ответ на вопрос даёт правительственное Постановление № 712. В пункте 8 чётко сказано, что паспорт является бессрочным. Достаточно оформить его один раз и пользоваться на протяжении всего времени существования предприятия.

Образец документа

Те, кто намерен самостоятельно оформлять паспорт, могут скачать его образец в интернете. Там же можно найти и пример заполнения. В бланке должны быть указаны такие данные:

  • оценка степени опасности – принадлежность к классу;
  • состав отходов;
  • при каких обстоятельствах образованы;
  • дата составления;
  • данные о пожароопасности;
  • наименование компании, образовавшей мусор.

Скачать образец можно здесь

Паспорт отходов

Какой предусмотрен штраф в случае отсутствия документа?

Следует знать, какие санкции предусмотрены для предприятий и их руководителей в случае обнаружения отсутствия паспорта отходов при проверке:

  • руководителя штрафуют на сумму от 10 000.00 до 30 000.00 рублей;
  • компания штрафуется на 100 000.00 – 250 000.00 рублей;
  • индивидуальное предприятие платит за нарушение до 50 000.00 рублей.

По закону, при обнаружении нарушения контролирующий орган имеет право приостановить действие компании сроком на 3 месяца.

Заключение

Паспорт отходов – мера, призванная остановить ухудшение экологической ситуации и повернуть его вспять. На сегодняшний день как предприятия России, так и рядовые граждане участвуют в загрязнении окружающей среды.

Опасный мусор может производиться не только организациями, но и частными лицами. В ТКО (твёрдых бытовых отходах) можно найти ртутные термометры и лампы, батарейки и другие материалы, оказывающие негативное влияние на окружающую среду. От граждан не требуется составления паспорта на выбрасываемые отходы. Важно, чтобы каждый осознавал свою ответственность за будущее планеты.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования разъясняет порядок паспортизации отходов

В связи с многочисленными обращениями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по вопросу паспортизации отходов I-IV классов опасности, а также подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», Росприроднадзором подготовлены разъяснения по актуальным вопросам. Вопрос 1. Что относится к виду отхода, включенному в федеральный классификационный каталог отходов. Ответ. Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (зарегистрирован в Минюсте России 01.08.2014 № 33393) (далее – ФККО). Документ опубликован в "Российской газете". В соответствии с пунктом 2 приказа данный документ вступает в силу с 01 августа 2014 года. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 размещен на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов». Классификация отходов в ФККО выполнена по следующим классификационным признакам: происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме. Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода используются для кодирования происхождения отходов и их состава, девятый и десятый знаки кода – для кодирования агрегатного состояния и физической формы. Одиннадцатый знак показывает класс опасности отхода в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов; для видов отходов значащая цифра «1» обозначает I класс опасности; «2» – II класс опасности; «3» – III класс; «4» – IV класс; «5» – V класс опасности отхода. Вопрос 2. Необходимо ли хозяйствующим субъектам, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, оформлять паспорта на отходы I — IV классов опасности в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление). Ответ. С 01 августа 2014, с даты вступления в силу Постановления, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы I-IV классов опасности, обязаны составить и утвердить паспорт на данные отходы по типовой форме, утвержденной Постановлением. При составлении паспорта на отход I-IV класса опасности необходимо руководствоваться положениями Постановления. Согласно ч.2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I — IV классов опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. Согласно п.6 Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, утверждённых Постановлением (далее – Правила), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта отхода подтверждают его отнесение к конкретному классу опасности в порядке, установленном Минприроды России. Согласно ч.3 ст.14 Закона № 89-ФЗ на отходы I — IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I — IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Таким образом, процедура подтверждения хозяйствующим субъектом отнесения отходов к конкретному классу опасности является первичной перед процедурой паспортизации отходов. Составление паспорта согласно Постановлению. Согласно позиции Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 в случае, если хозяйствующим субъектом было произведено подтверждение отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности до 01 августа 2014 года, такие документы и обосновывающие материалы (*) могут быть использованы хозяйствующим субъектом для оформления паспорта отхода I–IV класса опасности согласно требованиям Постановления при совокупности следующих условий: 1. Наличие соответствующих подтверждающих документов и обосновывающих материалов отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности. К таким документам и материалам относятся (*): -свидетельство о классе опасности отхода для окружающей среды, выданное территориальным органом Росприроднадзора (ранее -территориальным органом Ростехнадзора), согласованный территориальным органом Росприроднадзора (ранее — территориальным органом Ростехнадзора) паспорт на отход I-IV класса опасности; -документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав отхода, заверенные хозяйствующим субъектом: копии акта обора проб отхода, протокола результатов количественного химического анализа отхода, документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава отхода посредством соответствующих измерений; копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода на основании сведений, содержащихся в этих документах); -документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение отхода к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее — Критерии-511), — в случае установления класса опасности отхода в соответствии с Критериями-511: расчет класса опасности отхода для окружающей среды; копии акта обора проб отхода для проведения биотестирования, протокола биотестирования отхода, документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев-511 по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует; -информация, включающая сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме отхода, заверенные хозяйствующим субъектом. Согласно письму Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 с 01 августа 2014 подтверждением отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности для хозяйствующего субъекта является копия письма территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенного в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО. Необходимо обратить внимание, для отходов, включенных в ФККО, класс опасности отхода может быть установлен на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее – БДО), но только при условии совпадения всех классификационных признаков отходов — происхождения, условий образования, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы. 2. Наличие в указанных выше подтверждающих документах и обосновывающих материалах сведений, по которым возможно однозначно осуществить сопоставление классификационных признаков конкретного вида отхода с классификационными признаками вида отхода, включенного в ФККО и БДО (размещен на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов»). При этом необходимо понимать, что вид отхода, класс опасности которого требует подтверждения, признается соответствующим аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав отхода, агрегатное состояние и физическая форма отхода. На основании изложенного, в случае наличия у хозяйствующего субъекта на отход I — IV класса опасности, включенный в ФККО, документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды (*), то есть при условии, что ранее класс опасности вида отхода был подтвержден территориальным органом Росприроднадзора (ранее — территориальным органом Ростехнадзора) и соответствует классу опасности вида отхода, включенного в ФККО и БДО, и при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма соответствующим аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, составляется паспорт на отход I — IV класса опасности, включенный в ФККО, по форме, утвержденной Постановлением. При этом копия оформленного, согласно требованиям Постановления, паспорта отхода I–IV класса опасности, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности (*), подаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в одном экземпляре на бумажном носителе с сопроводительным письмом и описью вложения или направляются почтой с сопроводительным письмом, описью вложения и с уведомлением о вручении. В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, паспорт действует бессрочно. Внесение изменений в паспорт не допускается. Вопрос 3. Какие документы необходимо оформлять на отходы V класса опасности. Ответ На виды отходов, отнесенные к V классу опасности для окружающей среды, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо наличие: документов, подтверждающих химический и (или) компонентный состав вида отхода; информации, включающей сведения о происхождении, условиях образования, агрегатном состоянии и физической форме вида отхода; при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее – Критерии-511) – документов и материалов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, в соответствии с Критериями-511. Вопрос 4. В результате производственной деятельности предприятия образуются отходы. Ранее класс опасности отходов для окружающей среды в установленном законом порядке не подтвержден. Чем необходимо руководствоваться предприятию для выполнения требований законодательства в части паспортизации отходов. Ответ. При паспортизации отходов I-IV класса опасности необходимо руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление). Согласно пункту 6 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 (далее – Правила), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Согласно Постановления, для отходов, включенных и не включенных в ФККО, предусматривается различный процедурный порядок паспортизации. Минприроды России (письмо от 15.09.2014 № № 05-12-44/20925) указано на целесообразность при проведении с 01 августа 2014 года процедуры отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности хозяйствующим субъектам устанавливать класс опасности вида отхода: 1. На основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, либо, 2. При отсутствии вида отхода, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Минприроды России. До вступления в силу указанных критериев необходимо руководствоваться Критериями отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом МПР России от 15.06.2001 № 511 (далее – Критерии-511). В настоящее время разработанный Минприроды России проект приказа «Об утверждении Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности» проходит процедуру оценки регулирующего воздействия, после завершения которой, будет в установленном порядке утвержден и направлен Минприроды России на государственную регистрацию в Минюст России. Согласно позиции Минприроды России от 15.09.2014 № 05-12-44/20925 в период отсутствия действующего нормативного правового акта, регулирующего порядок организации работ по отнесению отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности для окружающей среды и их идентификации, необходимо руководствоваться следующим. Для подтверждения отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды (как включенных, так и не включенных в ФККО) хозяйствующему субъекту, в процессе деятельности которого образуется данный вид отходов, необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной деятельности следующие документы и обосновывающие материалы: -заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды с индивидуальными регистрационными данными хозяйствующего субъекта (в заявлении о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды указываются: фамилия, имя, и отчество (в случае, если имеется) индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой образуются отходы, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя; полное и сокращенное наименование (в случае, если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления деятельности, в процессе которой образуются отходы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;идентификационный номер налогоплательщика); -информация, включающая сведения о происхождении (исходное сырье, принадлежность к определенному производству, технология), условиях образования (процесс обработки исходного сырья или применения готовых изделий), агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов; -документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отхода, заверенные хозяйствующим субъектом с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава: копия акта обора проб вида отхода, в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений, копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода посредством соответствующих измерений, копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, — в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отхода на основании сведений, содержащихся в этих документах; -документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отхода к конкретному классу опасности в соответствии с критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – в соответствии с Критериями-511) — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев-511; -копии акта обора проб вида отхода и документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – в соответствии с Критериями-511), по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует. -предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, с указанием его кода и наименования по ФККО, — при установлении класса опасности вида отходов на основании ФККО и БДО; -предложение о включении данного вида отходов в ФККО и БДО и о присвоении ему соответствующего кода и наименования, — при установлении класса опасности вида отхода на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – в соответствии с Критериями-511). Территориальный орган Росприроднадзора проверяет комплектность представленных материалов заявителя (заявление с другими документами и обосновывающими материалами) и в течение 5 дней направляет их в ФБУ «ФЦАО», осуществляющее, в соответствии с п.3 приказа Росприроднадзора от 24.12.2010 № 441 «Об организации работы по паспортизации отходов I-IV класса опасности», проведение проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и их идентификации. В случае выявления некомплектности материалов заявителя территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления материалов вручает заявителю уведомление о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае непредставления заявителем в течение 25 дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков, связанных с некомплектностью материалов, надлежащим образом оформленных материалов заявителя, территориальный орган Росприроднадзора возвращает заявителю заявление и прилагаемые к нему документы и обосновывающие материалы с мотивированным обоснованием причин возврата, которые направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 5 дней. Проведение проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и их идентификации осуществляется ФБУ «ФЦАО», которым в территориальные органы Росприроднадзора направляется — либо заключение о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности; либо заключение о несоответствии данного вида отхода определенному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности, в связи с несовпадением классификационных признаков отхода, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения; либо заключение о несоответствии материалов заявителя критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – Критериям-511), которое привело к неправильному определению класса опасности вида отхода, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отхода, и/или недостаточности классификационных признаков для включения данного вида отхода в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения; в Росприроднадзор направляется – заключение о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности с предложением о его включении в ФККО и БДО с присвоением ему соответствующих кода и наименования; Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления заключения ФБУ «ФЦАО» уведомляет заявителя: о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности или о несоответствии данного вида отхода определенному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его классу опасности, в связи с несовпадением классификационных признаков отхода, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения; о несоответствии материалов заявителя критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (до вступления в силу нового приказа – Критериям-511), которое привело к неправильному определению класса опасности вида отхода, и об ошибках, допущенных в установлении класса опасности вида отхода, и/или недостаточности классификационных признаков для включения данного вида отхода в ФККО и БДО, с указанием конкретных мер, которые следует предпринять заявителю для их устранения. Территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления решения Росприроднадзора о включении данного вида отхода в ФККО и БДО уведомляют заявителя о включении данного вида отхода в ФККО. Территориальный орган Службы обеспечивает хранение материалов, представленных заявителем. Установлено, что территориальные органы Росприроднадзора информируют заявителя о результатах рассмотрения его материалов, в следующий срок: при наличии в составе документов заявителя предложения о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 45 дней; при наличии в составе документов заявителя предложения о включении данного вида отходов в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 90 дней. Только при получении письма территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенному в ФККО и БДО, и его конкретному классу опасности, или о соответствии данного вида отхода конкретному классу опасности и о его включении в ФККО и БДО, хозяйствующим субъектом составляется и утверждается паспорт, в порядке, установленном Постановлением. При этом, копия паспорта, заверенного индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности подаются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности в одном экземпляре на бумажном носителе с сопроводительным письмом и с описью вложения или направляются в его адрес почтовым отправлением с сопроводительным письмом и с описью вложения и с уведомлением о вручении. Вопрос 5. Необходимо ли переоформлять разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, в связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности» (далее — Постановление). Ответ. В соответствие с разъяснительным письмом Минприроды России от 30.07.2014 № 05-12-44/16059, в связи с тем, что Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, сохранил преемственность с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 (в редакции приказа МПР России от 30.07.2003 № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 № 786» (утратил силу с 01.08.2014), в отношении установленных ранее классов опасности отходов, выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее – Ростехнадзором и его территориальными органами) разрешительные документы в области обращения с отходами (нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением двух случаев: при наступлении установленного законодательством Российской Федерации случая необходимости переоформления разрешительной документации; при выявлении несоответствий в установленном классе опасности конкретного вида отхода, указанного в разрешительных документах природопользователя, в том числе в подготовленных им материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, с классом опасности этого вида отхода, установленного ФККО. Росприроднадзор обращает внимание, что вся отчетность, представляемая в Росприроднадзор и его территориальные органы, а также все разрешительные документы в области обращения с отходами, поступающие в Росприроднадзор и его территориальные органы с 01 августа 2014 года, должны быть оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Постановления. Актуализированная информация по вопросу действия разрешительных документов в области обращения с отходами после 1 августа 2014 г. размещается на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов».

Ссылка на основную публикацию